Конкурентная разведка с использованием глобальной сети Internet

Источник: Sibac.info
Автор: Горелова Т. П. (канд. экон. наук, доцент МЭСИ), Ганиева Р.М.

Конкурентная разведка ― маркетинговый инструмент изучения конкурентной среды, представляющий собой целенаправленный сбор информации о конкурентах для принятия управленческих решений по дальнейшей стратегии и тактике ведения бизнеса.

Информация о потенциальных и непосредственных контрагентах, может стать существенным конкурентным преимуществом, поэтому добыча внутренней информации является отдельной задачей маркетинга.

Конкурентная разведка является особенно актуальной в наше время, когда на рынке наблюдается сильная конкуренция и фирме, чтобы оставаться на плаву, необходимо использовать все средства конкурентной борьбы, в том числе и конкурентную разведку.

Руководителю любого уровня для принятия правильных управленческих решений необходимы логика, интуиция и информация. Допустим, логике можно научиться. Интуиция ― чутье от Бога, она или есть или ее нет, а вот информация необходима всем и всегда. Известно, что информация ― продукт скоропортящийся, дорогостоящий, и ее поиском и обработкой должен постоянно заниматься квалифицированный персонал. Например, базы данных становятся действительно полезными для решения реальных задач только после того, как их объем достиг критической отметки. Для этого нужно потратить очень много сил и средств.

Организация и использование КР сегодня не просто делает компанию более успешной, но становится определяющим фактором ее выживания.

Однако, не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Использование конкурентной разведки с помощью Интернета влечет за собой ряд проблем:

  • Колоссальные объемы информации в Интернете затрудняют поиск действительно нужных сведений. По оценкам специалистов ресурсы всемирной паутины (проиндексированных поисковиками и скрытых) составляют более 550 млрд. документов и постоянно растут.
  • Информация в Интернете имеет динамичный характер. Каждый день сведения в Интернете обновляются, удаляются, изменяются, что затрудняет процесс конкурентной разведки.
  • Выявление неочевидных закономерностей и связей

Поиск информации в скрытом веб-пространстве.

Последние исследования информационного Web-пространства показали, что доступные через традиционные информационно-поисковые системы 20 млрд. веб-страниц ―это лишь «поверхностная видимая часть айсберга». Количество веб-сайтов в Сети увеличивается со скоростью более миллиона узлов в месяц. Около 40 % всей информации в Интернете доступно бесплатно. Навигацию по этому информационному пространству обеспечивают более миллиона поисковых систем и каталогов, но и они охватывают лишь малую часть информационных ресурсов.

Скрытых и невидимых ресурсов Сети значительно больше.

Это прежде всего динамически-генерируемые страницы, файлы разнообразных форматов, информация из многочисленных баз данных, которые могут представлять большой интерес для любой разведки

Недостаточное количество специалистов в данной области.

Хотя, в наше время бурно развивается область информационных технологий, все же наблюдается недостаток квалифицированных специалистов, умеющих работать с информацией.

Для решения проблемы «скрытого» веб-пространства, создаются специальные базы данных, как, например, крупнейшая в мире полнотекстовая онлайновая информационная система LEXIS-NEXIS, которая содержит более 2 миллиардов документов с глубоким архивом до 30 лет по бизнес-информации и более 200 лет по юридической информации.

Еще один пример зарубежной базы данных из «скрытого» веб-пространства. Корпорация ChoicePoint недавно предоставила сервис AUTO TRACKXP, вошедший в список двадцати крупнейших «скрытых» сайтов мира (по рейтингу BrightPlanet). Auto TrackXP представляет собой базу данных объемом 30 TB, охватывающую практически все аспекты гражданской жизни США. База данных системы Auto TrackXP содержит информацию практически о каждом гражданине США.

Компания Samsung нашла способ решения проблемы нехватки квалифицированных специалистов. Она стала социальным партнером Политехнического Колледжа № 19. Компания первой обратила внимание на бедственное положение с квалифицированными кадрами в отрасли HVAC&R. Она обеспечила колледж всем необходимым современным климатическим оборудованием, помогла в создании материально-технической базы, предоставила свои учебные методики и опыт штатных специалистов для помощи в создании отраслевых курсов и даже помогла с набором слушателей. За это время на оборудовании Samsung отточили свои профессиональные навыки сотни подростков и взрослых (только за 2011 год программу повышения квалификации освоили 350 взрослых специалистов, более 100 вчерашних школьников получают сейчас новые востребованные профессии).

Новый учебный центр предназначен для обучения студентов колледжа и слушателей курсов повышения квалификации, особенностям подбора, проектирования, монтажа и сервисного обслуживания кондиционеров Samsung.

Мы считаем, что любая компания должна вкладывать средства в конкурентную разведку. Необходимо нанять специалистов, который будут заниматься сбором и исследованием информации о деятельности конкурентов, ежедневно проверять ее и обновлять.

Кроме того, необходимо вкладываться в научные исследования для улучшения или создания новых поисковых систем, которые позволят систематизировать огромный объем информации, размещенной в глобальной сети, так, чтобы фильтровать ненужные сведения и повысить эффективность конкурентной разведки.

Конечно, все это требует определенных затрат, однако, это затраты на создание конкурентного преимущества и минимизации рисков компании и на сегодняшний день нельзя обойтись без использования конкурентной разведки.

Кроме того, некоторые проблемы конкурентной разведки с использованием Интернет можно обратить в преимущества. Т. к. поисковые системы не приспособлены к фильтрации ненужной информации, целесообразно использовать незамысловатый трюк. Информация во всемирной паутине распространяется очень быстро и можно ввести конкурентов в заблуждение, пустив ложный слух о деятельности вашей компании, отвлекая тем самым их внимание от более важной информации.

Таким образом, Интернет является перспективной площадкой для КР, огромные ресурсы которой позволяют проследить деятельность конкурентов и быть в курсе изменений и обновлений, происходящих в конкурентной среде. В свою очередь, КР с использованием глобальной сети Internet является оптимальным выбором для начинающих предприятий, у которых нет средств для использования других методов конкурентной разведки. Усовершенствование поисковых систем намного повысит эффективность КР с использованием глобальной сети Internet и компании, которые первыми получат к ним доступ, смогут усилить свое конкурентное преимущество.

Список литературы:

  1. Багов В.П., Селезнев Е.Н., Ступаков В.С. Управление интеллектуальным капиталом: Учеб. Пособие. М.: ИД «Камерон», 2006. ―248 с.
  2. Дудихин В.В., Дудихина О.В. Конкурентная разведка в Интернет. М.: ООО «Издательство АСТ»: Издательство «НТ Пресс», 2004. 229 с.
  3. Ландэ Д.В., Прищепа В.В. Конкурентная разведка в Web. – 2010 ― [Электронный ресурс] ― Режим доступа. ―URL:www.z―filez.info/story/konkurentnaya―razvedka―v―web
  4. Миркин С.. Конкурентная разведка или промышленный шпионаж// Ваш бизнес ―2011 ― [Электронный ресурс] ―Режим доступа. ―URL:www.cfin.ru/management/strategy/competit/ci.shtml
  5. Обрезанов С.А. Основные функции конкурентной разведки в эпоху знаний ―2012 ― [Электронный ресурс] ―Режим доступа. ―URL:www.rscip.ru/base/A2006509―3391401.html.
  6. Солодова Е.В. Управление инновационным потенциалом персонала предприятия // Сборник научных трудов. ―М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2006 ―279 с.
  7. Ющук Е.Л. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей. М.: Вершина, 2006 ― 240 с.
  8. Ющук Е.Л. Интернет-разведка: Руководство к действию. М.: Вершина. 2007 ― 256 с.